Краткий исторический очерк о Костерево

Костерево - Родина моя

kosterevo_gerb1

Своим рождением поселок Костерево обязан двум факторам: проведением по этим землям в 1861 году железной дороги и потребности стекольного завода в поселке Мишеронь (ныне Шатурского района Московской области) в наличии перевалочной базы на ней.

За постройку железной дороги взялась частная компания французов Дероша и Фитингофа. В 1865 году была построена Борминская платформа. В 1888 году была открыта станция, построенная стекольщиком И.И.Костеревым, вывозившим со своего завода из-за Клязьмы стекольные изделия для погрузки в вагоны.

Костерево — самый молодой и самый маленький город на территории Петушинского района. Городской статус бывший рабочий поселок обрел только в 1981 году, живет в нем сейчас около 9 (девяти) тысяч человек. Город находится в выгодном географическом положении: здесь проходят две важнейшие магистрали: железнодорожная магистраль Москва – Н.Новгород и автомобильная – Москва – Уфа.

Здесь были непроходимые дремучие Шернские леса и единственным путем сообщения были реки. Река Клязьма, которая протекает по городу Костерево, в прошлом была судоходной рекой. По реке Липна, которая также протекает по территории города Костерево,  раньше сплавляли древесину. В лесах было много ценных пород деревьев. Заклязьменская сосна использовалась для постройки домов, дуб- для изготовления мебели, а из сосны делали колодцы.

Одновременно с Костеревым,  агенты фабрикантов Морозовых (Орехово-Зуево) и Лосева (Собинка) , организовали  при станции склады древесины, привозимой из лесных дач из – за Клязьмы, принадлежавших этим фабрикантам. И.И.Костерев, владелец Мишеронского стекольного завода, построил  на существовавшем железнодорожном пути здание железнодорожной станции, почту, жилой 2-х этажный дом для себя, жилой дом для управляющего имением. Был построен запасный железнодорожный путь с поворотным кругом для вагонов на короткую ветку к готовой продукции.

По традициям того времени железнодорожную станцию следовало назвать Бормино, так как  она была построена на земле, отчужденной у крестьян д.Бормино. Но царское Министерство путей сообщения решило назвать ее по имени заводчика И.И.Костерева в знак уважения к его заслугам. Это название перешло и к поселку и к городу при станции.

В 1894 году зажиточный крестьянин Фотий Уткин (уроженец д.Максимиха Березняковской волости Судогодского уезда Владимирской губернии) организовал кустарную мастерскую по изготовлению деревянных деталей для текстильных машин. Уткин у крестьян д.Бормино  попросил отвести ему участок запущенной земли. На сходе было решено сдать ему в аренду три десятины земли недалеко от железной дороги.

В 1900 году он расширил мастерскую, поставил небольшой двигатель, строятся новые корпуса, появляются машины, примитивные станки и эта по сути уже фабрика стала выпускать шпули, веретена и катушки.

Осенью 1905 году  фабрика сгорела, но Никифор и Иван Уткины, внуки Фотия, продолжившие его дело, построили капитальные кирпичные фабричные корпуса, приобрели английские деревообрабатывающие станки и мощную по тем временам паровую машину. Так появилась фабрика торгового дома Уткиных по производству шпуль, веретен, катушек, челноков.

Так начиналось предприятие, которое стало самым крупным в Петушинском районе – комбинат технических пластмассовых изделий, снабжавший своей продукцией текстильные предприятия Советского Союза и многих стран мира, комбинат имени Коминтерна. В годы его расцвета  на предприятии трудились более 4-х тысяч человек. Комбинат являлся градообразующим предприятием.

В 1971 году 11 февраля комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 30 июля 1981 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку Костерево присвоен статус города.